Дополнительное профессиональное образование

Центр дополнительного образования ОИВТ

 Для эффективной работы водного транспорта в Обь-Иртышском бассейне в шестидесятых - семидесятых годах прошлого века существовала необходимость в  постоянном пополнение его квалифицированными кадрами всех плавательных специальностей - рядового и командного состава. Увеличение перевозок грузов связано с освоением северных регионов Западной Сибири, где бурно развивалась нефтегазовая отрасль.  Подготовкой нужных специалистов в Омске занимались учебные комбинаты крупных предприятий судовладельцев, это такие как Иртышское речное пароходство, Омский речной порт, профессиональные технические училища № 15, № 7, речное училище № 1, Омский филиал Новосибирского института инженеров водного транспорта.  Учебная база, преподавательский состав был у каждого подобного заведения разной степени оснащенности и качества. В учебных комбинатах преобладали «производственники», имеющие большой практический опыт, технические училища давали в большей степени  теоретические знания. В дальнейшем молодые специалисты не оставались в одиночестве в повышения своей квалификации, накопления  опыта. В межнавигационный период, который в наших условиях длится до полугода, когда производится отстой флота, делается ремонт судов и подготовка к предстоящей навигации одновременно с этим в обязательном порядке шла интенсивная командирская учеба. Опытные капитаны-наставники, инспектора судоходной инспекции проводили разбор аварийных происшествий, методы их предотвращения, внедрения прогрессивных методов судовождения. Это позволяло держать планку квалификации судоводителей на должном уровне. Но это касалось чисто теоретической части и отсутствие поддержания практических навыков в управлении судов сказывалась отрицательно, аварийность  все еще была немалая, особенно в начальном этапе разворота  навигации. На одном из совещаний Научно-технического объединения водного транспорта проходящего под эгидой Министерства речного флота  было отмечено, что проводимых организационно технических мероприятий недостаточно для кардинального изменения ситуации к лучшему, поэтому встал вопрос о необходимости внедрения преднавигационной тренажерной подготовки судоводителей. Участником совещания был Н.И. Ланьков, заместитель директора Омского ССРЗ по флоту, ставший впоследствии главным инициатором проектов навигационных тренажеров. В 1976 году на базе Омского ССРЗ после одобрения и поддержки руководством была создана инициативная группа, в которую вошли ведущие  специалисты в области проектирования автоматизированных систем управления. Общее руководство было возложено на В. Н. Андреева (в будущем ставший директором Омского филиала НГАВТ). В 1980 году инициативную группу включили в состав научно-исследовательского сектора Омского филиала НИИВТа.  Итогом деятельности группы стало государственное задание на производство первого серийного отечественного судоводительского тренажера «МАСТЕР» для подготовки плавсостава речного и смешанного река-море плавания.  Но еще на стадии проектирования  и изготовления макета будущего тренажера курсанты речного училища проходили практическую подготовку в управлении судном в ночных условиях плавания. В 1992 году начальник Омского речного училища В. Ф. Брязгов принял решение о приобретении и установке судоводительского тренажера «МАСТЕР» на своей территории. На протяжении пятнадцати лет оборудование надежно работало в учебном процессе подготовки будущих судоводителей. Неоценимую работу в совершенствовании способов приобретения навыков провели инструкторы – преподаватели:  Прончатов Н.В., Новоселов А.И., Жуков В.Н.. Особенно хочется отметить активное, новаторское участие Э.П. Беззубика и  Суслова В.Н. не только в проектировании, но и в грамотной эксплуатации навигационного тренажера, разработке методических пособий.

Принятие новых нормативных документов в системе водного транспорта дало новый толчок к расширению деятельности в направлении обучения и становления специалиста. Так Постановление Правительства Российской Федерации № 349 от 31 мая 2005 года создало цельную систему повышения квалификации и переподготовки  кадров плавательных специальностей. Выпускники  различных учебных заведений и разных годов  подготовки должны получать стандартные знания действующих нормативных документов и единые утвержденные образцы рабочих дипломов. Одновременно с этими нововведениями  начал действовать Указ президента Российской Федерации об объединении профильных учебных заведений в единую образовательную  организацию. В Омске это привело к объединению речного училища и Омского филиала НГАВТ  в новое образовательное учреждение - Иртышский филиал НГАВТ. Соответственно создается единый Учебно - тренажерной центр (УТЦ), занимающийся повышением квалификации по программе «Использование судовой радиолокационной станции на внутренних водных путях» и  краткосрочными курсами плавсостава.

Накопленный опыт в организации и проведении занятий, кадровая преемственность положительно сказалось в работе вновь организованном структурном подразделении.

За зимний период   2007-08 годов только на курсах переподготовки прошли более тысячи ста работников плавсостава. Параллельно также проводилась учеба на специальности: - «Морское судовождение», «Вахтенный механик»,  «Вахтенный матрос для морского флота». После подведения итогов трудного учебного года было принято решение реорганизовать Учебно-тренажерный центр в структурное подразделение Центр дополнительного  профессионального образования с утверждением нового штатного расписания.

С 2009 года коллектив Центр ДПО планомерно занимался подготовкой кадров для работы на судах внутреннего водного транспорта и развитием своей материальной базы, наглядных пособий, приобретением новых мультимедийных обучающих программ. Опытными инструкторами - Зонтовым Ю.Н. и Жердевым В.А. проводилась учеба в соответствии с Конвенцией ПДНВ по программам: - «Оператор глобальной международной системы связи при бедствии», «Использование радиолокационной станции», «Использование системы автоматической радиолокационной прокладки», электронной картографии. При поддержке фирмы  «СТОРМ» было открыто удаленное представительство Администрации Архангельского морского порта. Появилась возможность у наших слушателей курсов переподготовки получить, продлить или повысить  морские рабочие дипломы дистанционно, не выезжая из Омска. Подобной услугой воспользовались более двухсот человек. Многие из них в настоящее время работают на современных судах в различных судоходных кампаниях и не только российских.  Имеют прекрасные отзывы и достойный послужной список.

 На сегодня Центр ДПО предоставляет широкий спектр образовательных услуг.

Более 80 учебных программ охватывают практически все сферы деятельности водного транспорта. Учащиеся среднего и высшего образования для прохождения плавательной практики в штатных должностях по достижении 18-ти лет должны получить первую рабочую профессию - рулевого, моториста, судового электрика. Желающие получить переподготовку по плавательным специальностям для работы по совмещению (судоводитель-механик) могут обратиться  с заявлением в Центр в начале учебного года, где получат исчерпывающую информацию о перспективе  дальнейшей своей трудовой деятельности в новой специальности или повышения квалификации. На основе принятых нормативных документов в Центре ДПО проконсультируют по всем вопросам прохождения обучения. Внедренная ею система архивации, оформления договоров позволила оперативно управляться с неравномерным сезонным потоком слушателей. Обычным становится увеличение желающих получить  нужные свидетельства перед началом навигации на сибирских реках, несмотря на систематическую работу с работодателями по их численному регулированию.  Практическая подготовка судоводителей проходит на новом навигационном тренажере «МАРИБС-С/NTS Pro-5000» и тренажере ГММСБ «MARSIM-T&T-6000»  установленными калининградскими специалистами в ноябре 2018 года. Три ходовых мостика оснащены  современными навигационными приборами, электронными картами, имитатором радиолокационной станции,  управлением главными двигателями, рулевым устройством, радиосвязью. Важным звеном является отображение реальной  окружающей обстановки различных морских и речных районов плавания и в этом случае не спутаешь пролив Босфор и канал реки Москвы.  Это позволяет создать реалистичное рабочее место судоводителя, что вырабатывает навыки поведения судоводителя в будущем, в период непосредственного управления судном. Это становится неотъемлемой  частью этапов в формировании высококлассного специалиста из курсанта и молодого специалиста. Обучение проводят опытные инструктора, приглашенные специалисты.  Вместе с профессиональными знаниями слушателям им прививается стремление хранить флотские традиции и передавать их подрастающему поколению – будущим морякам и речникам.

В перспективе Центр ДПО планирует расширение  образовательных услуг и повышения их качества за счёт внедрения обновленных программных тест-комплексов в учебный процесс, используя действующую электронную информационно-образовательную среду Омского института и возможности дистанционных цифровых технологий.