Афганская война (1979-1989) – военный конфликт на территории Демократической республики Афганистан (Республика Афганистан с 1987 года) между правительственными силами Афганистана при поддержке Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и вооружёнными формированиями афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и консервативного исламского мира, с другой стороны. (Википедия).

Герой Советского Союза, бывший командующий 40-й общевойсковой армией генерал-полковник Борис Всеволодович Громов:
«Мы ушли в 1989 году, но до сих пор каждый из прошедших войну помнит Афганистан, помнит боевых друзей и сражения в горах далекой страны. Многие военнослужащие, в основном это были солдаты, ребята 18-20 лет, проявили в Афганистане высочайшее мужество, благородство, завидную крепость духа. Более 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями. 72 человека стали Героями Советского Союза. Нельзя не сказать и о почти 15 тысячах погибших и без малого 7 тысячах человек, ставших инвалидами. О них – особая память. Забывать, не помнить этих героев – моральное преступление».

Огненные годы Афганистана прошлись по судьбе некоторых сотрудников и студентов университета:

  • Кайдалин Яков Всеволодович (16.12.1966-24.07.1987)
    Родился в Новосибирске. После окончания школы учился в Новосибирском институте инженеров водного транспорта. На действительную военную службу был призван с третьего курса института в ноябре 1986 года Дзержинским РВК г. Новосибирска. С 04. 05. 1987 г. служил в Республике Афганистан старшим радистом отдельного отряда спецназа.
    Умер 24 июля 1987 года в госпитале от тяжелого ранения, полученного при выполнении боевого задания. Похоронен на Заельцовском кладбище Новосибирска.
    За проявленные мужество и героизм в 1989 году награжден орденом «Красной Звезды» посмертно;
  • Крещановский Андрей – студент судомеханического факультета Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Лисенков Евгений - студент факультета «Судовождение и эксплуатация» Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Маевский Андрей - студент факультета «Водные пути и порты» Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Манторов Андрей Алексеевич 25.01.1964 г.р. 
    Редактор-консультант управления по воспитательной работе СГУВТ. Годы службы: 1983-1985 гг. г. Кабул, 350 полк ВДВ. Награждён медалью «За отвагу»;
  • Нурисламов Индус - студент факультета «Судовождение и эксплуатация» Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Тренёв Андрей - студент электротехнического факультета Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Чирков Александр - студент факультета «Водные пути и порты» Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Шипилов Игорь - студент судомеханического факультета Новосибирского института инженеров водного транспорта;
  • Шумкин Василий - студент электротехнического факультета Новосибирского института инженеров водного транспорта.

Спасибо вам, бойцы, за подвиг и ратный труд!

Отправляясь в экскурсионный тур по Оби, мы не задумываемся о том, кто сделал наше путешествие и приятным, и безопасным. А стоят за кадром скромные труженики, «бойцы невидимого фронта» – речники-путейцы.
Им, гидростроителям, инженерам-путейцам, – людям, которые проектировали и строили водные пути, порты и причалы, мощные гидросооружения на сибирских реках, в частности на Оби, обеспечивали их надежную эксплуатацию и обслуживали речной фарватер – особые слова благодарности.

Речникам-путейцам принадлежала роль первопроходцев и в деле освоения Западной Сибири и Крайнего Севера в период открытия новых месторождений нефти и газа в середине прошлого века, основной задачей которых было обеспечение гарантированных глубин на Оби и Иртыше. Ведь вслед за путейцами шли судоводители, а с ними – учёные, геологи, нефтяники. В труднодоступные, слабозаселённые районы тундры и тайги необходимо было доставить оборудование для нефтяников и газовиков, щебень, песок, продукты питания и многое другое. Для сравнения: в нефтегазовые районы Западной Сибири в 1965 г. доставлено 50 тыс. тонн грузов, а в 1983 г. – 12 млн. тонн грузов. Велики масштабы и значение для экономики страны сибирской нефтегазовой эпопеи. По Оби ходили сухогрузы, танкеры, буксиры, толкачи, пассажирские теплоходы, в том числе комфортабельные пассажирские теплоходы – туристические лайнеры.

perehvalsky v sСибирская гидротехника в лицах: Владимир Сергеевич Перехвальский. Известный гидротехник, кандидат технических наук, профессор, проректор по учебно – воспитательной работе (1961 по 1985) Новосибирского института инженеров водного транспорта (ныне – Сибирский государственный университет водного транспорта), участник Великой Отечественной войны 1941-1945.

Середина прошлого века: строительство Новосибирской ГЭС. Подходил самый сложный, важный и ответственный момент в строительстве плотины – перекрытие русла Оби. В 1955 году В. С. Перехвальский в гидротехнической лаборатории НИИВТа со своими учениками смоделировал русло Оби и провел необходимые расчеты по закрытию прорана, благодаря которым пуск Новосибирской ГЭС состоялся на год раньше.

Не один десяток лет возглавлял Владимир Сергеевич кафедру «Гидротехнические сооружения и порты». Талант организатора, высокая культура, замечательное владение словом в полной мере проявились в период его преподавания и успешного руководства одним из самых трудных участков вуза в должности проректора.

Он внес весомый вклад в дело подготовки инженеров – гидротехников, которые трудятся на огромной территории нашей страны, на многих тысячах километров водных путей России. На строительстве ГЭС в Сибири и на Дальнем Востоке работали сотни молодых инженеров, применявших на практике знания и труды Владимира Сергеевича. Такие имена должна помнить история отечественной гидротехники.

Фильм Западно-Сибирской студии кинохроники «Перекрытие реки Обь при строительстве ГЭС, 1956 г.»: http://m-nsk.ru/portfolio-item/ges-1956

При входе в главный корпус СГУВТ трудно не заметить в интерьере холла первого этажа картину известного новосибирского художника Василия Титкова «Старые капитаны», написанную им в 1964 году. На холсте – речники Оби. Это не вымышленные персонажи, это реальные люди, участники Гражданской и Великой Отечественной войн: Дмитрий Матвеевич Мареев, Василий Тарасович Чурин, Николай Алексеевич Акимов, Ефим Леонтьевич Кравцов, Юрий Иванович Бабин - «золотой фонд» штурманской школы речного флота Западной Сибири. Каждый из них – живая история нашей реки.

В 1962 году В. Титковым была окончена картина «Бой новониколаевских речников в с. Покровском с белыми». Прочитав об этом заметку в газете, Ефим Леонтьевич Кравцов, один из капитанов, непосредственный участник боёв в этом селе, пришёл к художнику.

Из воспоминаний Ефима Леонтьевича о боевых действиях против врагов советской власти, развернувшихся на реках Тобол, Тавда, Тура, о героической защите Покровского: «Покровское было одним из последних форпостов советской власти, ещё державшихся под ударами Колчака. Белые бросили на его разгром мощные силы. Защитники мужественно обороняли занятые позиции, дрались до последнего. Бои, длившиеся несколько дней, были настолько жестокими и кровопролитными, что в соседней речке нельзя было брать воду, красную от крови, пролитой с обеих сторон».

В ходе беседы Е. Кравцов назвал имена речников, плечом к плечу с которыми он воевал в тех краях против белых. Таким образом, у художника родилась идея создать картину, в продолжение первой, показать, кем стали герои тех минувших дней.

Ветераны собрались в мастерской художника, замыслившего создать групповой портрет, и это было началом его дружбы с речниками.

Изображённые на картине старые капитаны смотрят на родную, притягательную для них всегда, Обь, флот которой они защищали когда-то с оружием в руках; которому служили много лет и сделали все для его укрепления и процветания.

starye kapitany

На судах Западно-Сибирского речного пароходства работало много незаурядных и известных на Оби капитанов. Среди них Борис Петрович Кубасский, Валентин Семенович Манаков.

kubasskiy b pКубасский Борис Петрович (17 мая 1926 - 21 мая 2010) - инициатор и первый капитан на Оби, применивший метод толкания баржевых составов.

Капитан Западно-Сибирского речного пароходства, выпускник Казанского речного техникума (специальность судоводитель), выпускник Новосибирского командного речного училища (специальность техник-механик-водитель), участник Великой Отечественной войны.

На момент начала Сталинградской битвы Борису Кубасскому исполнилось 16 лет и он, курсант-второкурсник, проходил практику рулевым на санитарном транспортном судне СТС № 23 «Клим Ворошилов». Судно, работавшее на жидком топливе, представляло собой колёсный пароход с мощностью ГЭУ 1200 л. с. После модернизации госпитальное судно «Клим Ворошилов» с 23 августа по 20 ноября 1942 г. принимало активное участие в сражении за Сталинград. До конца войны Борис оставался членом экипажа судна «Клим Ворошилов», которое находилось в подчинении Главного санитарного управления РККА и занималось перевозкой раненых, доставкой на берег войск и боевой техники.

После окончания техникума в 1945 году Б. Кубасский участвовал в проводке репарационных судов из Германии через Балтику в Ленинград и Архангельск. В 1946 году в Архангельске была организована оперативная группа по проводке речных судов на сибирские реки. Борис Петрович участвовал в нескольких проводках судов (из Сормово, из Венгрии) по Северному морскому пути на Обь.

ilya murametsС 1947 года Б. П. Кубасский работал в Западно-Сибирском речном пароходстве, где в июле 1951 года, будучи в должности капитана теплохода «Илья Муромец», первым на реке Обь, да и во всей стране, не считая опытного рейса в 1950 году парохода «Руслан» на Волге, применил метод толкания судов, который заменил буксировку, и сейчас является основным. За эту инициативу в 1952 году Б. П. Кубасский был представлен на соискание лауреата Сталинской премии. Но Сталин умер и премию отменили. Позже за применение метода толкания судов Б. П. Кубасский был удостоен ордена «Знак Почёта».

Вся дальнейшая служба Бориса Петровича проходила на разных судах Западно-Сибирского пароходства.

Службу в речном пароходстве Б. Кубасский успешно совмещал с морской. Как капиан-лейтенант запаса он неоднократно проходил переподготовку и стажировку на Тихоокеанском флоте в должности командира кораблей 3 и 4 ранга с артиллерийским вооружением.

Уйдя на заслуженный отдых, Борис Петрович, являясь членом общественного движения поддержки флота, активно занимался патриотическим воспитанием молодёжи, передавая свой опыт курсантам Новосибирского командного речного училища и студентам Новосибирской государственной академии водного транспорта.

За выдающиеся заслуги перед Родиной Борис Петрович Кубасский награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом «Знак Почёта», медалью «За оборону Сталинграда», медалью Жукова, медалью «Адмирал Кузнецов» и был удостоен многих других наград.

Борис Петрович Кубасский ушёл из жизни в 2010 году. Похоронен на Кудряшовском кладбище в Новосибирске.


manakov v sМанаков Валентин Семёнович (12 февраля 1937 – 9 марта 2015) – инициатор и первый капитан на Оби, начавший водить большегрузные речные составы.

Капитан Западно-Сибирского речного пароходства, выпускник факультета «Судовождение» Новосибирского института инженеров водного транспорта (1989 г.), Герой Социалистического Труда (1981).

В речном флоте с 17 лет, из семьи потомственных речников. Начинал рулевым, третьим штурманом пароходов «Столетов» и «Николай Добролюбов». Будучи капитаном буксировщика в 1962 году, участвовал в экспедициях по доставке грузов на Север, водил составы с сырой нефтью, с лесом.

В 1971-1986 гг. капитан группы самых мощных теплоходов Западно-Сибирского речного пароходства. Первым провёл состав из шести спаренных барж – «двойку» габаритами 36 на 300 метров от Томского порта до низовьев, доставив 18 тысяч тонн грузов для народного хозяйства. Вслед за ним стали пробовать вождение большегрузных составов и другие капитаны.

bolshegruznyy sostav

Валентин Семенович решил пойти дальше: вначале он провел состав из восьми барж грузоподъемностью 24 тысячи тонн, затем – состав из десяти 3000 – тонных барж (30 тысяч тонн грузов за один рейс). Такого в истории судоходства Западной Сибири еще не бывало! В дальнейшем подвиг Манакова не нашел повторения, но вождение составов из шести и восьми барж стало обычным явлением того времени.

В последующие годы (1986-2001 гг.) В. С. Манаков — начальник судоходной инспекции Обского бассейна.

Жил в Новосибирске. Похоронен на Заельцовском кладбище.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Награждён двумя орденами «Знак Почёта» (1966, 1973), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1976). Заслуженный (1998) и почётный (2001) работник транспорта Российской Федерации.

Фотография Н. Фарба. 1977 г.Самохин Николай Яковлевич (1 августа 1934 – 11 января 1989), советский писатель в жанре сатиры и юмористической прозы, автор двух десятков книг. Выпускник Новосибирского института инженеров водного транспорта.

Родился в селе Утянка Хабарского района Алтайского края. Детство провёл в Новокузнецке. В 1958 году окончил с отличием Новосибирский институт инженеров водного транспорта (гидротехнический факультет).

Затем работал в проектном институте, мастером и прорабом на строительстве Академгородка. Одновременно начал работать журналистом в ряде изданий: «Советский воин», «Вечерний Новосибирск». В 1963 году вышла его первая книжка. В 1965 году Н. Самохин становится ответственным секретарём журнала «Сибирские огни», а с 1974 года - собственным корреспондентом «Литературной газеты» по Западной Сибири.

Книги Н. Самохина издавались тиражом до 100000 экземпляров в Новосибирске, Москве, а также за рубежом: в Германии, Чехословакии, Румынии, Польше, Болгарии, Италии.

Н. Я. Самохин безвременно ушел из жизни в 1989 году, похоронен в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Московское издательство «Вече» в юбилейном 2019 году в серии «Сибириада» выпустило книгу «Рассказы о прежней жизни» Н. Самохина. Также к концу 2019 года должно выйти из печати большое трехтомное издание Николая Самохина. Этот проект, куратором которого является редакция журнала «Сибирские огни», готовится под патронажем Правительства Новосибирской области и при поддержке Новосибирской государственной областной научной библиотеки.

Штрихи к портрету

В студенческие годы Н. Самохин был активным автором и исполнителем миниатюр популярного в городе театра миниатюр студентов Новосибирского института инженеров водного транспорта. Отсюда и началось его приобщение к художественному творчеству.

В 1979 году по мотивам повести Н. Самохина «Так близко, так далеко» на киностудии им. А. Довженко снят художественный фильм «Свое счастье».

На одной из книг, подаренных нашему музею, Н. Самохин написал: «Музею боевой и трудовой славы НИИВТа и речного флота Сибири – от выпускника НИИВТа 1958 г., «отбившегося от стаи», но с благодарностью помнящего те стены, в которых прошли студенческие годы. 25.04.83 г. Н. Самохин».

В 1988 году Н. Самохин стал лауреатом литературной премии им. Гарина – Михайловского и перечислил ее в фонд строительства памятника воинам, погибшим в Афганистане.

Подробнее о жизни и творчестве Н. Я. Самохина – в сборнике «Добрый талант» (составители О. П. Кузьменков, В. С. Никифоров), изданном в 1999 г. в типографии НГАВТ. Со сборником можно ознакомиться в историко – патриотическом центре университета