botvinkov v mВладимир Михайлович Ботвинков родился 4 ноября 1948 года. В 1970 году закончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта и остался в родном ВУЗе, где прошёл все ступени научно-педагогического роста: в 1995 году стал доктором технических наук, профессором, и возглавил одну из ведущих кафедр Сибирского государственного университета водного транспорта – «Водных путей, гидравлики и гидроэкологии».

Являясь крупным учёным в направлении совершенствования путевых работ, водных путей и гидроэкологии, Владимир Михайлович внёс существенный личный вклад в исследование регулирования речного потока, что позволило окончательно решить проблемы обеспечения судоходных глубин на водных путях Сибири, при резком снижении производства землечерпательных работ. Заслуженной оценкой научного потенциала Ботвинкова В.М. является включение его в научно-технический совет Министерства транспорта РФ, и в два совета по защите докторских диссертаций. Владимир Ботвинков был избран действительным членом Российской академии естественных наук, Международной академии экологии и природопользования, членом-корреспондентом Академии водохозяйственных наук. Был в составе координационного совета при МГУ им. Ломоносова по русловым и эрозийным процессам, а также являлся заместителем председателя президиума «Новосибирского научного Центра «Ноосферные знания и технологии РАЕН». Он выступал в качестве эксперта по рассмотрению проектов по вышеперечисленным направлениям в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Ботвинков В.М. успешно сочетал научную деятельность с педагогическим трудом и подготовкой научно-педагогических кадров. Являясь руководителем диссертационных работ по специальности 05.22.17 «Водные пути сообщения и гидрография», им лично было подготовлено 11 кандидатов технических наук.

Профессор В.М. Ботвинков являлся одним из пионеров в области разработки методов оценки влияния путевых работ на экологию рек, которые нашли широкое внедрение и вошли в нормативный документ «Временные указания по оценке повышения мутности при землечерпательных работах, производимых для обеспечения транзитного судоходства на реках и учёту ее влияния на качество воды и экологию гидрообъектов». Им предложены и апробированы способы активного повышения устойчивости прорезей за счет создания условий для выноса потоком наносов за пределы прорези; методика оценки эксплуатационных резервов увеличения габаритных размеров судового хода, которые были внедрены в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока; обоснованы путевые условия для ноосферного транспорта, а также способы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на воднотранспортных объектах.

Ботвинков В.М. вошел в число соавторов научных монографий, таких как «Проект Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока», «Русловые процессы и водные пути на реках Обского бассейна». Он является соавтором учебников «Гидроэкология на внутренних водных путях» и «Безопасность жизнедеятельности на внутренних водных путях». Кроме этого, им издана научная монография «Проектирование дноуглубительных и выправительных работ на малых реках».

За долголетний и добросовестный труд Владимир Михайлович Ботвинков награжден значком «Отличник речного флота», нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту», четырьмя медалями Российской Академии естественных наук, почётными грамотами Министерства транспорта РФ, администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска. В 2010 году ему присвоено Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Профессиональные и человеческие качества Владимира Михайловича Ботвинкова пользовались искренним уважением среди профессорско-преподавательского и студенческого коллектива Университета, а также инженерно-технической и научно-педагогической общественности предприятий речной отрасли.

Тяжёлая болезнь не позволила ему встретить свое 70-летие. 29 марта 2018 года его не стало, но память об этом интеллигентном, умном и добром человеке на долгие годы сохранится в истории Университета, в сердцах коллег и друзей.

umin n(5 мая 1917 – 7 апреля 2007), кандидат технических наук, профессор, один из первых преподавателей Новосибирского института инженеров водного транспорта. 

Родился 5 мая 1917 г. в г. Каменск Уральский Свердловской области в семье учителей. Окончил 10 классов в Свердловске (с 1991 г. – Екатеринбург), в 1935 г. поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта (ныне – ВГУВТ, Нижний Новгород). В 1938 г. по 58 й статье был репрессирован его отец (расстрелян 16 октября 1938 г., реабилитирован 10 декабря 1950 г.).

В 1940 г. Нафанаил Александрович окончил ГИИВТ инженером эксплуатации водного транспорта и по распределению отправился в Сталинград (с 1961 г. – Волгоград) – начальником пригородного сообщения Сталинградской пристани, но получил вызов на экзамены в аспирантуру и вернулся в Горький. С началом Великой Отечественной войны занятия в аспирантуре были прекращены и аспирантов направили на производство. С 8 августа 1941 г. Н.А. Юмин назначен начальником 7 го причала пристани «Сибирская» в Горьком. Проработав до июля 1942 г., он вернулся в родной Каменск Уральский и устроился на работу в механическую лабораторию литейного завода (завод № 286 Наркомата авиационной промышленности) – техником по испытанию материалов.

С 1944 г. Нафанаил Александрович восстановлен аспирантом 2 го курса на кафедре организации движения ГИИВТа, в 1947–1952 гг. работал лаборантом, ассистентом кафедры организации движения. В 1948 г. ему присвоили степень кандидата технических наук. В 1952–1954 гг. Н.А. Юмин был начальником изыскательской партии Горьковского областного управления по транспортному освоению малых рек.

С 1954 г. начался самый длинный – сибирский – период в жизни Н.А. Юмина. В 1954–1960 гг. он работал заведующим кафедрой экономики и эксплуатации водного транспорта в Новосибирском институте водного транспорта, в 1960–1962 и в 1964–1968 гг. заведовал кафедрой организации работой флота. В 1962–1964 гг. Нафанаил Александрович был командирован в Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ, ныне – Социалистическая Республика Вьетнам, СРВ) для подготовки инженеров эксплуатации водного транспорта и преподавателей по специальным дисциплинам этой республики, прочитав полный цикл лекций и проведя лабораторные занятия в Ханойском институте транспорта. До последних дней жизни его связывали теплые, дружеские отношения со студентами и преподавателями этого вуза.

После 1968 г. до ухода на пенсию в 1995 г. Нафанаил Александрович работал на кафедре «Организация работы флота» НИИВТа (с 1994 – НГАВТа), в становление и развитие которой он внес большой вклад.

Область научных интересов Н.А. Юмина – вопросы транспортного освоения малых рек, особая актуальность которых возникла в период разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Он автор нескольких учебников и учебно-методических пособий. О себе, своей семье и товарищах Нафанаил Александрович рассказал в книге «Страницы моей жизни» (Новосибирск, 2007), которая есть в фонде Новосибирской государственной областной научной библиотеки.

Н.А. Юмин награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За трудовую доблесть», «Медалью Дружбы» (Вьетнам), «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда». В числе других наград – юбилейная медаль «30 лет шлюпочному походу Новосибирск – Сталинград, осуществленного студентами НИИВТа в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией», нагрудный знак «50 лет Западно-Сибирскому речному пароходству» и памятный знак в честь 110-летия со дня основания города Новосибирска «За труд на благо города».

Учебная лаборатория СГУВТ «Управление транспортным процессом», созданием которой Н.А. Юмин активно занимался, с 2017 г. носит его имя.

pavlenko v gПавленко Владимир Георгиевич, академик, д.т.н., профессор, заслуженый деятель науки и техники, почетный работник речного флота. Годы жизни 1927 - 1994

В. Г. Павленко активно занимался решением проблем речного судостроения и судоходства. Под его руководством проведен комплекс исследований по движению судов внутреннего плавания в речных условиях: на мелководье, по криволинейным траекториям, с учётом течения.

Им написано 296 научных трудов. Его работы по гидромеханике судна хорошо известны широкому кругу специалистов речного и морского флота в нашей стране и за рубежом.

За годы работы в НГАВТ Павленко В. Г. создал лабораторию гидромеханики судна и судовождения, оснащённую уникальными для своего времени прямым и циркуляционным опытовыми бассейнами. Созданная им научная школа выпустила 38 кандидатов технических наук, 3 докторов наук. Ученики В. Г. Павленко работают в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Нижнем Новгороде, Калининграде, Тюмени, Омске, Красноярске.

Лекционные курсы В. Г. Павленко отличались мастерством изложения, высоким математическим уровнем и практической направленностью. Учебники и учебные пособия В. Г. Павленко широко используются в учебном процессе во всех учебных заведениях отрасли.

lesyukov v aЛесюков Валентин Антонович (1921, пос. Радилев Краснополянского района Могилевской области БССР – 1978, Новосибирск), кандидат технических наук.

Выпускник Горьковского института инженеров водного транспорта (ГИИВТ) (1944), работал в конструктором бюро Верхне – Волжского речного пароходства. В 1948 году поступил в аспирантуру ГИИВТ. Его научным руководителем был известный ученый – кораблестроитель доктор технических наук, профессор, инженер – генерал – директор III ранга И. Н. Сиверцев, крупнейший специалист по железобетонному судостроению. Диссертация В. А. Лесюкова была посвящена вопросам предварительно напряженного железобетона и успешно защищена в июне 1951 года. После окончания аспирантуры ГИИВТ приказом Министерства речного флота СССР направлен на преподавательскую работу в Новосибирский институт инженеров водного транспорта (1952), которой отдал почти четверть века.

В 1955-1968 гг. заведовал кафедрой теории и устройства корабля, в период 1968 – 1973 г.г. работал в должности декана факультета повышения квалификации.

В. А. Лесюковым заложены методические основы преподавания дисциплины «Теория и устройство корабля» для студентов некораблестроительных специальностей – судоводителей и «эксплуатационников». В выпущенном в 1960 году учебнике «Теория и устройство судов внутреннего плавания» удачно сочетались глубина и сложность предмета с доходчивостью и ясностью изложения. Учебник переиздавался четыре раза и на сегодняшний день он сохраняет свою значимость и популярность. В. А. Лесюков - автор многих учебных пособий по проектированию судна.

Лекционные курсы В. А. Лесюкова отличались активным вовлечением студентов в творческий поиск. В основе такого общения лежали глубокий интерес к профессии и уважение к каждой личности.

В. А. Лесюковым выполнены крупные научные исследования в области методов расчета и нормирования скоростей речных судов и составов, эксплуатации большегрузных толкаемых составов, определения характеристик судов на ранних стадиях проектирования, проведен комплекс экспериментальных исследований толкаемых составов на реках Обь и Енисей. Данные научно-исследовательских работ В. А. Лесюкова явились основой для создания инструкции по нормированию и расчету технических скоростей плавсредств, вошедшей во все диспетчерские справочники пароходств восточных речных бассейнов страны.

В годы Великой Отечественной войны В. А. Лесюков принимал участие в строительстве оборонительного рубежа, работал на военной базе и в мастерских Горьковского института инженеров водного транспорта на выполнении оборонных заказов.

Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», «За доблестный труд в ознаменование 100 – летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда», Знаком «Отличник социалистического соревнования речного флота».

degtyarev v vДегтярёв Владимир Владимирович (1923-2010), доктор технических наук, профессор, действительный член Академии транспорта России и Международной академии экологии и природопользования, почетный академик Российской Академии Естественных наук и Академии водохозяйственных наук.

Участник Великой Отечественной войны.

Основатель и руководитель научной школы гидротехников и русловиков Сибири и Дальнего Востока.

С 1962 г. работал в Новосибирском институте инженеров водного транспорта[1], в 1966-1976 гг. – проректор по науке, в 1976-1980 – ректор. С 1968 по 2000 г.г. – заведующий кафедрой водных путей, гидравлики и гидроэкологии, с 2000 г. до конца жизни – профессор - консультант кафедры.

Автор 12 учебников и учебных пособий. Награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени.